Инструментарий креативщика.

За время работы у меня выработался определенный круг источников, к которым я обращаюсь во время раоты над тем или иным заданием. Не все из них специализированны, но для развития кругозора многие из них весьма полезны. Предлагаю вашему вниманию кое что из моего списка.

1. Словарь Ожегова. Без комментариев.
2. Словарь синонимов русского языка в 2 томах.
3. Программа «Рифмы и синонимы». Рекомендую людям, которые занимаются написанием рекламных песен, стихов и т.д.
4. База вопросов клуба «Что? Где? Когда?». Вопросов очень много, много историй, интересных фактов и неожиданных точек зрения. Очень помогает создать информационное поле. Можно искать вопросы по теме или случайным пакетом Очень рекомендую, но замечу, что вопросы авторские, поэтому на них распространяется «Закон об авторских правах».
5. Лаконичный Яндекс. Без комментариев.
6. «Закон о рекламе». Настольная книга любого копирайтера.
7. 10 способов креативного мышления на сайте «Секрета фирмы»


10 самых популярных методик для поиска новых идей
1. Мозговой штурм
Автор – Алекс Осборн.
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма – брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.2. Шесть шляп
Автор – Эдвард де Боно.
Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

3. Ментальные карты
Автор – Тони Бьюзен.
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

4. Синектика
Автор – Уильям Гордон.
Гордон считает, что основной источник креативности – в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй – непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов
Автор – Чарльз Вайтинг.
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6. Морфологический анализ
Автор – Фриц Цвикки.
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

7. Непрямые стратегии
Авторы – Брайан Эно и Питер Шмидт.
Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

8. Автобус, кровать, ванна
Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример – Архимед с его ванной.

9. Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке – скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

10. Ловушка для идей
Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям.

Основное место в инструментарии, конечно — голова. Без нее никуда не денешься и никакие программы и сайты не смогут выдать то, что называется «креативом». Другое дело, что источники, перечисленные выше, могут организовать сам процесс создания креатива, что немаложно в условиях поточно-штучной работы в крупном рекламном агентстве.

Буду рад, если у кто-нибудь захочет поделиться своими «помощниками»..

3 комментария

  • At 2006.12.21 13:58, yanch said:

    а закон о рекламе ты помнишь наизусть? ;)

    Reply

    • At 2006.12.21 15:50, e_krukov said:

      Кстати да, спасибо, что напомнила!
      «Закон о рекламе» нам не дают забыть наши юристы, которые проверяют каждый ролик. Но знать его весьма полезно.

      Reply

      • At 2007.01.06 04:09, whitemen said:

        Универсалами 9во всех областях человеческой деятельности) дано быть немногим. Лично мне по душе Синектика http://community.livejournal.com/sinectics/

        Reply

        (Required)
        (Required, will not be published)